Вопросы контроля состояния условий труда на местах сотрудников, занятых работой с ПЭВМ, в настоящее время являются в достаточной степени актуальными, поскольку в рамках процедур специальной оценки условий труда (СОУТ), в отличие от процедур реализуемой ранее аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда, выполнение соответствующих исследований представляется практически невозможным. Соответственно, представляется невозможным и получение достоверных сведений о могущих присутствовать на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, вредных и (или) опасных производственных факторов, а равно и об их уровнях, и о возможном воздействии их на здоровье работников.
В современных условиях единственной процедурой, позволяющей получить обоснованные сведения о соответствии либо несоответствии реальных условий труда на рабочих местах пользователей ПЭВМ действующим санитарно-гигиеническим нормативам, является производственный контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, выполняемый на основании и в соответствии с указаниями Федерального закона
Однако, к сожалению, при практической реализации соответствующих положений данного закона для целей производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, вследствие не вполне ясного юридического статуса одного из основных нормативных правовых актов, принятого во исполнение Федерального закона &8470; 52-ФЗ и содержащего государственные нормативные требования охраны труда, связанные с организацией и проведением производственного контроля, а именно — Санитарных правил СП 1.1.1058−01 (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации
Система нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные правовые акты, содер-жащие государственные нормативные требования охраны труда.
Система нормативных актов, содержащих нормы трудового права, описывается статьёй 5 главы 1 раздела I части I Трудового кодекса РФ (ТК РФ). В соответствии с указаниями данной статьи, регу-лирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется:
- трудовым законодательством, состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- указами
Президента Р Ф ; - постановлениями
Правительства Р Ф и нормативными правовыми актами феде-ральных органов исполнительной власти; - нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На уровне предприятия, кроме того, трудовые и иные связанные с ними отношения регламентируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Наибольший интерес для целей настоящей статьи представляют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти — именно их мы в основном и будем рас-сматривать далее.
Состав и структура федеральных органов исполнительной власти установлены Указом
Номенклатура и порядок подготовки, утверждения, ввода в действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлены Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением
В дополнение к указанным Правилам, номенклатура и порядок подготовки, утверждения, ввода в действие нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, установлены Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением
В соответствии с указаниями частей 1 и 2 раздела I Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, к указанным актам относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений
В силу действия пункта 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных пра-вовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, к таковым актам относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы — СанПиН, санитарные нормы — СН, санитарные правила — СП, гигиенические нормативы — ГН, — устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса). При этом, на основании указаний пункта 3 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, проекты актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, разрабатываются, помимо прочего, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Одним из основных условий для приобретения каким-либо актом статуса нормативного правового является его государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, осу-ществляемая в порядке, определяемом разделом II Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Следует также отметить, что, в соответствии с указаниями части 7 Правил подготовки норматив-ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, одновременно с подготовкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей, которые затем реализуются либо в виде отдельного нормативного правового акта, либо в виде соответствующих положений включаются в текст нормативного правового акта.
Акты любых федеральных органов исполнительной власти, разработанные, принятые, опубликованные и введённые в действие с нарушением требований Постановлений Прави-тельства РФ &8470; 1009 и &8470; 1160, не обладают статусом нормативных правовых актов и, со-ответственно, применяться в качестве таковых не могут (см. также часть 19 раздела II Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).
Правовые основания организации и проведения производственного контроля на рабочих ме-стах, оборудованных ПЭВМ.
В соответствии с указаниями статьи 11 главы II Федерального закона
Статьёй 25 главы III указанного Федерального закона дополнительно устанавливается, что инди-видуальные предприниматели и юридические лица также обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В силу указаний статьи 32 главы IV Федерального закона &8470; 52-ФЗ, одним из санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции является производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда, осуществляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Таким образом, проведение производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических требований является обязанностью работодателя, в том числе и (по-скольку в Федеральном законе не указано иное) на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.
Кроме того, на основании изложенного вывод о том, что производственный контроль на таких рабочих местах следует реализовывать именно посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, следует считать обоснованным и подтверждённым, поскольку каких-либо иных указаний по данному вопросу Федеральный закон &8470; 52-ФЗ не содержит.
Данный вывод в отношении рабочих мест, оборудованных ПЭВМ, тем более справедлив, что, в силу положений статьи 3 главы I закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, помимо самого Федерального закона, состоит из (включая, но не ограничиваясь нижеуказанным) других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. В соответствии же с указаниями пункта 2 Положения о санитарно-эпидемиологическом нормировании (утв. Постановлением
На основании и во исполнение Федерального закона &8470; 52-ФЗ Постановлением Главного госу-дарственного санитарного врача РФ
Данные Правила на момент введения в действие отвечали указаниям Постановлений
Подпунктом «а» пункта 4.1 раздела IV СП 1.1.1058−01 устанавливается необходимость осуществ-ления производственного контроля с применением лабораторных исследований, испытаний в отношении промышленных предприятий (объектов): рабочих мест, производственных помеще-ний, производственных площадок (территорий), границ санитарно-защитной зоны, сырья для изготовления продукции etc. Далее в том же подпункте приведена номенклатура лабораторных исследований и испытаний для указанных объектов.
По итогам буквального прочтения указаний подпункта «а» пункта 4.1 раздела IV СП 1.1.1058−01 ответственными лицами работодателя, разрабатывающими программу производственного кон-троля, делается вывод о том, что на «офисных» рабочих местах, то есть рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, но не связанных с производством, производственный контроль либо не должен проводиться вовсе, либо должен проводиться в каком-либо ином виде, не подразумевающем выполнения лабораторных исследований (испытаний).
Такой вывод является неправильным.
В настоящий момент правовой статус СП 1.1.1058−01, по меньшей мере, вызывает сомнения. В силу указаний пункта 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (утв. Постановлением
В соответствии с указаниями части 2 раздела I Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, «издание нор-мативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Таким образом, Письмо Роспотребнадзора &8470; 01/1350−12−32 нормативным правовым актом не является, правовых последствий не влечёт и, следовательно, СП 1.1.1058−01 в настоящее время не должны применяться в качестве нормативного правового акта в связи с истечением срока действия.
Часть 2 статьи 32 главы IV Федерального закона
Таким образом, в настоящее время санитарные правила СП 1.1.1058−01 действуют на тер-ритории РФ до вступления в силу соответствующих технических регламентов, однако, на наш взгляд, могут применяться только и исключительно в справочных, информационных целях, не являясь, как об этом уже говорилось выше, нормативным правовым актом.
Следует также отметить, что справедливость вывода о том, что срок действия СП 1.1.1058−01 в качестве нормативного правового акта истёк, косвенно подтверждается и Письмом Роспотребнадзора
Необходимо, однако, отметить, что позиция Роспотребнадзора, письмом
Система права в РФ относится к романо-германской системе и не является прецедентной. Таким образом, каждое Определение суда (любой инстанции и юрисдикции) выносится по какому-либо конкретному заявлению, делу по итогам всестороннего рассмотрения их обстоятельств. Принципы же «аналогии закона» и «аналогии права» последовательно применяются только в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства (см., например, часть 4 статьи 1 главы 1 раздела I Гражданского процессуального кодекса РФ). В случае Определения Верховного суда РФ
Таким образом, учитывая всё изложенное, следует считать обоснованными и подтверждёнными нижеследующие выводы:
- Проведение производственного контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, является обязанностью работодателя в силу действия статьи 11 главы II Федерального закона
от 30.03.1999 г. &8470; 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - Производственный контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований должен выполняться на всех рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, безотносительно к тому, находятся ли данные места на производственных объектах, либо расположены в административно-общественных зданиях;
- Производственный контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, должен осуществляться путём проведения лабораторных исследований (испытаний), выполнения инструментальных измерений уровней и значений производственных факторов с последующим сравнением полученных значений с соответствующими санитарно-гигиеническими нормативами;
- Санитарные правила СП 1.1.1058−01 являются действующим документом, не обладающим, однако, статусом нормативного правового акта, вследствие чего могут использоваться исключительно в справочно-информационных целях;
- Неисполнение указаний СП 1.1.1058−01 не создаёт состава административного право-нарушения, предусмотренного статьёй 6.3 главы 6 раздела II
Кодекса Р Ф об административных правонарушениях, а равно не создаёт иных составов административных правонарушений, поскольку данные Санитарные правила в настоящий момент не обладают статусом нормативного правового акта.
Есть что добавить?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии