1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. №451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"». Константин Кириллов, заместитель руководителя департамента СОУТ EcoStandard group, подробно разобрал вступившие изменения и рассказал про все «подводные камни» связанные с ними
ФЗ №451-ФЗ затронул всех участников процедуры проведения СОУТ – работников, работодателей, экспертные организации, Государственную инспекцию по труду и Государственную экспертизу условий труда. Кроме того, закон привлек к процедуре новых участников – Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Расширение прав и обязанностей сторон
Многим данные «расширения» покажутся формальными, однако, они на законодательном уровне укрепили цепочку взаимодействия «работодатель – работник – Экспертная организация», что, определенно, положительно скажется на результатах СОУТ.
Внесение изменений в порядок проведения СОУТ
Чтобы было легче воспринимать изменения законодательства условно разделим проведение спецоценки на 6 этапов:
- Подготовительный
- Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов
- Измерение факторов
- Подготовка отчета по СОУТ
- Утверждение отчета
- Заключительный
Подготовительный этап
На данном этапе перед работодателем стоит несколько основных задач. Их правильное выполнение положит начало успешному завершению СОУТ.
Во-первых, необходимо выпустить приказ о создании комиссии по СОУТ, утвердить порядок ее деятельности и график проведения спецоценки у себя на предприятии. Уже на этом этапе у некоторых работодателей возникали вопросы: «Если Я один или Нас всего двое, то как создать комиссию и соблюсти все требования ст. 9 Закона №426-ФЗ?». Ответ на этот вопрос мы ждали еще с 2014 года, когда спецоценка заменила аттестацию. Он, наконец, готов:
«В случае отсутствия возможности у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник»
Вторая задача подготовительного этапа – составить и утвердить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, при этом не забыв про аналогичность. Комиссия должна сделать это еще до начала проведения работ по спецоценке.
Третий пункт – выбрать экспертную организацию, состоящую в реестре по СОУТ и заключить с ней договор (контракт) на выполнение работ по специальной оценке условий труда. Выбранная организация должна в течение 5 рабочих дней с даты заключения получить уникальный идентификационный номер во ФГИС СОУТ и уведомить об этом работодателя до начала выполнения работ.
До внесения изменений в ст. 8 Закона №426-ФЗ такой обязанности у организации, проводящей СОУТ, не было. Это влекло за собой отсутствие прозрачности на данном этапе, отказ некоторых работодателей от заключенных договоров и отказ от проведения СОУТ после проверки ГИТ. Часть 6 ст. 8 Закона №426 добавила возможность дополнительного контроля и окончательно закрепила обязательства Работодателя и экспертной организации успешно завершить СОУТ. Созданная на начальном этапе запись предполагает наличие привязанных к ней результатов спецоценки и отсутствие их приведет к возникновению вопросов со стороны надзорных органов, а именно ГИТ.
Ну и в-четвертых, работодатель на подготовительном этапе должен предоставить все необходимые сведения, которые характеризуют условия труда на рабочих местах и смогут помочь экспертной организации в проведении спецоценки.
Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов
Идентификация – это процесс сопоставления имеющихся на рабочих местах факторов с факторами, которые предусмотрены классификатором. Данная процедура проводится совместно с работодателем и экспертом по СОУТ.
В соответствии с частью 3 ст. 10 Закона №426-ФЗ при осуществлении идентификации должны учитываться:
- Оборудование, материалы и сырье, используемые работником и которые могут являться источника ВОПФ
- Результаты ранее проводившихся исследований
- Несчастные случаи, профзаболевания, связанные с воздействием на работника ВОПФ
- Предложения самих работников
Теперь же, в обязательном порядке должны быть дополнительно учтены результаты производственного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Это нововведение позволяет более грамотно оценить все воздействующие на работника факторы и ничего не упустить при осуществлении идентификации экспертом.
Не только рассказываем о СОУТ, но и проводим по цене от 300 ₽ за рабочее место. Узнайте подробнее и оставьте заявку.
Измерение факторов
Изменения части 4 ст. 12 Закона №426-ФЗ в первую очередь коснулись организаций, проводящих СОУТ. Теперь экспертные организации должны применять методики (методы) измерений и средства измерений, которые позволяют проводить исследования (испытания) и измерения уровней ВОПФ во всех диапазонах, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда. Данное изменение позволяет более глубоко исследовать воздействующие на работников факторы и не допустить выдачу результатов, не попадающих в действующие значения.
Однако, есть в этом и «подводный камень» - методикой СОУТ установлены достаточно широкие диапазоны определений по факторам, которые позволяют проводить измерения даже для опасного класса условий труда. В целом это хорошо, но далеко не все экспертные организации могут похвастаться такими возможностями, что в ближайшей перспективе значительно сократит рынок организаций, проводящих СОУТ.
Подготовка отчета
По результатам реализованных ранее процедур, организация проводящая спецоценку должна оформить отчет в соответствии со ст. 15 Закона №426-ФЗ.
Отчет включает в себя:
- Декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии)
- Представление эксперта о возможности использования результатов производственного контроля при проведении специальной оценки условий труда (при наличии)
- Титульный лист отчета
- Заключение эксперта по результатам идентификации
- Сведения об организации, проводящей СОУТ (Раздел 1)
- Перечень РМ, на которых проводилась спецоценка (Раздел 2)
- Протоколы исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
- Карты СОУТ (Раздел 3)
- Протоколы оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (при наличии)
- Сводная ведомость результатов СОУТ
- Перечень мероприятий по улучшению условий труда (Раздел 6)
- Протокол о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
- Заключение эксперта по идентификации
- Мотивированное особое мнение (при наличии)
- Замечания и возражения работников (при наличии)
Внесенные изменения в состав отчета связаны с «расширением» прав и обязанностей работников. А также, они учитывают возможность несогласия комиссии с результатами специальной оценки условий труда. Это усиливает роль работников и членов комиссии в проведении спецоценки, дает им право высказать свою позицию относительно результатов проведенной СОУТ.
Обратите внимание, что в отчете необходимо указать уникальный идентификационный номер, который был ранее получен экспертной организацией. Однако, на данный момент нет указания в какой конкретно части отчета следует это сделать. Скорее всего данный вопрос будет решен только после внесения изменений в Методику специальной оценки условий труда.
Самым «спорным» стало изменение, которое коснулось индивидуального номера рабочего места, который при внеплановой и/или повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным номером для данного места. Проблема в том, что отсутствует конкретика – кто ответственен за исполнение данного требования? Кроме того, существует риск дублирования нумерации рабочих мест при проведении СОУТ этапами или разными договорами (контрактами).
Напомню, что данное требование отражено в ст. 18 Закона №426-ФЗ, которая относится к передаче сведений во ФГИС экспертной организацией. Далеко не всегда экспертной организации предоставляют корректные данные о ранее проведенной СОУТ и тем более о нумерации рабочих мест. Поэтому для минимизации рисков (в части привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях) есть только один вариант - оставить прежнюю нумерацию рабочих мест даже если есть дубли по предприятию. Это допустимо ввиду отсутствия в Законе №426-ФЗ ограничений в части совпадения номеров различных рабочих мест предприятия.
Что касается привлечения экспертной организации к административной ответственности по ст. 14.54 Кодекса об административных правонарушениях – стоит внимательнее проанализировать предоставленные работодателем исходные данные и дать обратную связь в случае возникновения каких-либо вопросов, в том числе относительно нумерации рабочих мест.
Утверждение отчета
В ст. 15 Закона №426-ФЗ также были внесены изменения, которые окончательно закрепили сроки утверждения отчета по специальной оценке условий. Теперь отчет по СОУТ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем группы в срок не позднее чем в тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. Будем надеяться, что отчет не будет долго идти и комиссия успеет подписать его, а работодатель утвердить документ в оставшееся время. В противном случае, единственный выход – зафиксировать в протоколе заседания комиссии, что утвердить отчет в установленные законодательством сроки невозможно и надеяться, что ст. 5.27.1 в части нарушения порядка СОУТ не настигнет.
У экспертной организации также появилось новое обязательство – в течение 3х рабочих дней с даты утверждения отчета уведомить работодателя о передаче данных во ФГИС СОУТ. Уведомить его можно двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.
Заключительный этап
Применять результаты специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 7 Закона №426-ФЗ, теперь можно со дня утверждения отчета о проведении СОУТ при условии, что сведения о них внесены во ФГИС СОУТ.
Аналогичная ситуация в отношении сроков действия СОУТ и декларации соответствия ГНТОТ, которые предусмотрены частью 4 ст. 8 и частью 4 ст. 11 Закона №426-ФЗ соответственно.
Судя по изменениям, которые связаны с использованием Федеральной государственной информационной системы учета результатов СОУТ можно сделать предположение, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет активно развивать данное направление и нас еще будут ждать изменения, связанные с цифровизацией.
Внеплановая специальная оценка условий труда
Вступившие изменения затронули и условия проведения внеплановой специальной оценки, предусмотренные ст. 17 Закона №426-ФЗ. Напомню, что есть несколько условий, при которых требуется проведение внеплановой СОУТ в установленные законодательством сроки:
Теперь законодательно зафиксирована возможность проведения внеплановой спецоценки по замечаниям и возражениям работников и Работодатель уже не сможет «спустить на тормозах» несогласие с результатами СОУТ.
Организация, проводящая СОУТ
Не осталась без внимания и экспертная организация. Теперь, в соответствии с изменениями в ст. 19 Закона №426-ФЗ, она обязана в течение 10 рабочих дней передавать в федеральный орган исполнительной власти информацию в случаях:
- сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра) с указанием исключенных из области аккредитации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных ст. 13 Закона №426-ФЗ
- изменения состава экспертов организации
Данную информацию экспертная организация может передать двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.
Минтруд рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации и принимает решение. Ранее, мы уже описывали новые требования, предъявляемые к использованию методик (методов), а также средств измерений. Отметим, что в случае их несоблюдения деятельность организации, проводящей СОУТ, приостанавливается. И только после устранения несоответствий и представления в Минтруд копий документов, подтверждающих данный факт, деятельность экспертной организации может быть восстановлена.
При заказе СОУТ у нас вы получите полные списки документов. Поможем с оформлением и подачей деклараций.
Государственная экспертиза условий труда
Последней стороной, которую затронули изменения законодательства стала Государственная экспертиза условий труда. Теперь экспертиза качества может проводиться не только по представлениям ГИТ и по данным, поступившим от работника, представительного органа или профсоюза, но и по представлениям Роспотребнадзора. Конечно, оценить правильность установленных гарантий, компенсаций и корректность заполнения отчета по СОУТ Роспотребнадзор врядли сможет, но усомниться в результатах проведенных исследований (испытаний) и измерений, а также в правильности их проведения – вполне.
Результаты проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, рассмотрения разногласий по этой экспертизе – являются обязательными для исполнения всеми участниками СОУТ и подлежат передаче в информационную систему учета. При этом обязанность по передаче результатов экспертизы возлагается на ГЭУТ, а по передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ и результатам ее проведения – на Минтруд.
Подводя итог, хочу отметить, что многие из изменений в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда» были необходимы – некоторые из них были лишь формальными, а некоторые оставили после себя много вопросов. Но радует то, что специальная оценка условий труда становится процедурой, в которую вовлечены различные участники, способные повлиять на результаты проведенной спецоценки и при необходимости оспорить их. Многие изменения были связаны с активным развитием Федеральной государственной информационной системы. На мой взгляд, это говорит о готовности к цифровизации и внедрению электронного документооборота. Определенно, всем участникам предстоит адаптироваться к новым реалиям – новым срокам, процедурам, обязанностям. И чем скорее это произойдет, тем быстрее мы будем готовы к следующему этапу изменений.
Есть что добавить?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии